Конвертоплан Bell Boeing V-22 «Osprey»
Содержание:
Описание
Bell Boeing V-22 «Osprey» — американский конвертоплан, сочетающий в себе возможности самолёта и вертолёта, единственный серийно выпускающийся конвертоплан в мире.
«Osprey» переводится с английского, как «скопа» – это небольшой хищный сокол, живущий около водоёмов.
Характеристики
• длина фюзеляжа — 17,48 м
• размах крыла по концам лопастей винтов — 25,78 м
• высота по килям — 5,38 м
• высота при двигателях, установленных вертикально вверх — 6,74 м
• масса пустого — 15 000 кг
• масса снаряжённого — 21 500 кг
• максимальная взлётная масса — 27 443 кг
• масса полезной нагрузки — 5445 кг (при вертикальном взлёте)
• мощность двигателей — 2 × 4586 кВт (6150 л. с.)
• количество лопастей ротора — 3 шт.
• диаметр ротора — 11,6 м
• максимальная скорость в самолётном режиме — 565 км/ч
• максимальная скорость в вертолётном режиме — 185 км/ч
• крейсерская скорость — 510 км/ч
• боевой радиус — 690 км
• радиус действия при десантной загрузке — 722 км
• практическая дальность — 2627 км (без дозаправки)
• практический потолок — 7620 м
• максимальная эксплуатационная перегрузка — +4/−1 g
• экипаж — 3 (MV-22) или 4 (CV-22) человека
• пассажировместимость — 24 десантника
История создания
Классические самолёты вертикального взлёта довольно опасны, неустойчивы и сложны в пилотировании. Это подтверждает огромное количество катастроф с ними. Помимо этого, по сравнению с обычными самолётами, они обладают меньшей грузоподъёмностью, дальностью полёта и большим расходом топлива. Слишком большое количество претензий к таким самолётам заставило Пентагон искать им альтернативу.
Решение проблемы на тот момент видели в разработке боевого конвертоплана, шаги в этом направлении уже предпринимались авиастроителями. Наработки показывали, что достаточно придумать способ поворачивать винты в полёте, чтобы самолёт мог подниматься в воздух с места. В результате появилось несколько вариантов такого гибрида. Самым жизнеспособным оказался проект, который воплотился в «Osprey», проектирование которого началось в 1980-х годах. В конструкции «Osprey» реализовали механизм поворотных гондол с винтами, которые расположены на законцовках крыльев.
Основными разработчиками конвертоплана определили фирму «Bell Helicopter», которая отвечала за изготовление крыльев, мотогондол и некоторых других систем и элементов, и подразделение корпорации «Boeing», отвечавшее за изготовление фюзеляжа, шасси, электронику и гидравлику. В 1986 году началось полномасштабное проектирование «Osprey».
На все работы из госбюджета выделили 2,5 миллиарда долларов. Позже финансирование увеличили до 35,6 миллиарда, оно включало в себя покупку 913 машин. Впрочем, позже госзаказ сократился до 458 конвертопланов. В марте 1989 года «Osprey» впервые поднялся в воздух. Через год он был испытан на море, поднявшись с палубы десантного корабля.
Однако дальнейший процесс испытаний был прерван двумя подряд катастрофами. В первой пострадало 2 человека, во второй погибли 11 членов экипажа. Полёты «Osprey» запретили, а все испытания приостановили. Критики настаивали на разработке нового и более совершенного аппарата. Но правительство США решило, что это обойдется гораздо дороже, чем довести до ума уже имеющуюся разработку.
В 2000-м году снова произошли две катастрофы, унёсшие жизни 23 военнослужащих. Полёты конвертоплана вновь запретили, но опытные образцы строить не прекратили. В конструкцию постепенно вносились изменения. Главные доработки касались устройства гондол и устанавливаемого программного обеспечения.
В мае 2002 года многие доработки были учтены и конвертоплану снова разрешили полёты. До 2005 года «Osprey» испытывали на следующее:
• полёт строем на малой высоте
• приземление в тёмное время суток
• зависание без крена над палубами кораблей
• десантирование грузов при помощи парашютов
• дозаправка в воздухе
Серийное производство конвертоплана Bell Boeing V-22 «Osprey» началось в сентябре 2005 года.
Конструкция
По официальной американской классификации «Osprey» – это самолёт вертикального взлета и посадки (СВВП).
«Osprey» выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Конвертоплан представляет собой высокоплан с двухкилевым хвостовым оперением и трёхопорным шасси. В гондолах на концах крыла находятся два поворотных газотурбинных двигателя Rolls-Royce T406, ресурс которых составляет всего 200 часов. Поворот из горизонтального в вертикальное положение занимает около 12 секунд.
Конвертоплан почти на 70% состоит из композитных материалов, что значительно влияет на его массу. Разные модификации «Osprey» имеют одинаковый планер, различия между ними заключаются только в объёме топливных баков, вооружении и радиоэлектронном оборудовании.
Крыло конвертоплана может поворачиваться, а винты – складываться. Это сделано для того, чтобы «Osprey» можно было базировать на авианесущих кораблях.
Фюзеляж конвертоплана – полумонокок прямоугольного сечения. Стойки шасси убираются в боковые обтекатели машины. В боковых обтекателях также находятся некоторые системы оборудования и основные топливные баки.
Экипаж «Osprey» состоит из трех или четырех человек в зависимости от модификации. Кабина пилотов находится в передней части конвертоплана. Она снабжена катапультными креслами с бронированными спинками для пилотов. Вся необходимая лётчикам информация выводится на несколько экранов.
Среднюю и кормовую части фюзеляжа занимает грузопассажирский отсек. Двухсекционная дверь находится по правому борту.
«Osprey» имеет крыло с небольшой обратной стреловидностью и практически полностью выполнено из углепластика. Оно кессонного типа, имеет два лонжерона. Двухкилевое хвостовое оперение также почти полностью изготовлено из композитных материалов
Винты имеют по три трапециевидных лопасти. Гондолы поворачиваются за счёт гидравлического привода. Двигатели соединены между собой синхронизирующим валом, который проходит внутри крыла. В случае отказа одного из двигателей, конвертоплан имеет возможность совершить посадку на одном работающем. Для уменьшения заметности двигатели снабжены системой охлаждения выхлопных газов, самые горячие их элементы покрыты экраном.
«Osprey» имеет довольно сложную топливную систему. Как было сказано выше, топливные баки расположены в боковых обтекателях. Баки делятся на основные и расходные. Подача топлива в двигатели производится непосредственно из расходных баков. Работа топливной системы полностью автоматизирована. Помимо этого, машина оснащена системой дозаправки в воздухе.
Модификации
Производителем заявлено о шести модификациях «Osprey», но по факту, используются только следующие:
• CV-22 — модификация предназначена для замены вертолётов МН-53J Pave Low для сил спецопераций ВВС США. В требованиях к этой модификации особо оговорена способность конвертоплана осуществлять длительный полёт в тёмное время суток и в сложных метеорологических условиях. Данная модификация способна эвакуировать из заданного района или доставить в него до 18 военнослужащих.
• HV-22 (MV-22) — модификация предназначена для обеспечения кораблей непосредственно в море, а также для выполнения поисково-спасательных операций. HV-22 должен заменить поисково-спасательный вертолет НН-3. ВМС США в апреле 2004 года изменили обозначение HV-22 на MV-22.
Итог
Реализация проекта заняла почти 25 лет, на который были потрачены десятки миллиардов долларов. При испытаниях машины погибло более 30 человек. Даже спустя почти два десятилетия после начала серийного производства, надёжность «Osprey» остаётся весьма спорной. Конвертоплан очень дорогой в обслуживании. Но конструкторам всё же удалось выполнить поставленную перед ними задачу. Опыт, полученный при реализации проекта, явно не стал лишним. Возможно, он поможет избежать ошибок в будущем. Сравнительно недавно «Bell» и «Boeing» представили публике конвертоплан следующего, уже третьего поколения – Bell V-280 «Valor».
Как известно, спрос рождает предложение. Это означает, что если работы по данной теме продолжаются, то военным действительно нужна подобная машина.
Спасибо за внимание!