Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»
Содержание:
- Описание и назначение
- Основные характеристики
- История создания
- Принцип работы
- Конструкция
- Что сейчас?
Описание
«Лунь» — ударный корабль-экраноплан, разработанный в ЦКБ имени Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Построен на опытном заводе «Волга». «Лунь» – единственный построенный экраноплан проекта 903 из восьми планировавшихся.
Назначение
Предназначен для поражения десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей вне противодействия авиации противника. Ракетный экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для корабельных радаров имеет возможность подойти к цели на расстояние пуска ракет.
Основные характеристики
- длина – 73,8 м
- размах крыльев – 44 м
- высота – 19,2 м
- вес пустого – 286 тонн
- грузоподъемность – 137 тонн
- максимальная взлетная масса – 380 тонн
- силовая установка – 8 × 13 000 кгс турбовентиляторных двигателей
- максимальная скорость – до 550 км/ч
- крейсерская скорость – 450 км/ч на высоте 2,5 м
- дальность полета – 2000 км
- эксплуатационный потолок – 5 м на уровне земли
- вооружение – две 23-мм в хвостовой башне и две 23-мм в башне под передними ракетными установками 23-мм АУ УКУ-9К-502-II
- ракеты – шесть пусковых установок для противокорабельных ракет ПУ ПКР 3М-80 «Москит»
- автономность – 5 суток
- мореходность – 5-6 баллов
- экипаж – 10 человек
История создания
Разработка проекта началась в 1970-х годах на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана «КМ», который часто называют «Каспийским монстром». Заложили первый экраноплан «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ имени Р. Е. Алексеева в городе Горький (Нижний Новгород).
Летом 1986 года «Лунь» был спущен на воду и отправлен в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки корабля. В марте 1987 года первый экраноплан-ракетоносец «Лунь», несший на себе шесть управляемых противокорабельных ракетам «Москит», поступил на испытания. Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов.
26 декабря 1987 года подошли к концу государственные испытания. Опытная эксплуатация проходила почти год и завершилась в 1991 году. Экраноплан «Лунь» входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии.
Развал СССР уготовил печальную участь для уникальной машины и вообще всех экранопланов. Из-за сокращения вооруженных сил «Лунь» пытались переделать в специализированный поисково-спасательный корабль, но заказчиков на эту машину не нашлось. Экраноплан планировалось оборудовать спасательными средствами, а также организовать на борту госпиталь на 150 пострадавших. Максимальное количество пострадавших, которых мог бы принять экраноплан, оценивали в 500 человек. Работы по этому проекту в 1990-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.
Принцип работы
Передвижение «Луня» основано на экранном эффекте. Экранный эффект — это, своего рода, воздушная подушка, которая образуется при помощи набегающего потока. Помимо создания подъёмной силы за счёт разреженного давления над верхней плоскостью, крыло экраноплана создаёт подъёмную силу ещё и за счёт повышенного давления под нижней плоскостью. Такой эффект можно создать только на высотах не более 10 метров.
После того, как закрылки опустились, двигатели начинают нагнетать воздух под крыло, вследствие чего экраноплан поднимается из воды. Центр давления подъёмной силы находится ближе к передней кромке, центр давления экранного эффекта – к задней. Выходит что, общий центр давления зависит от вклада экрана в общую подъёмную силу. Чем он больше, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление «Лунем» требует специфических навыков.
Конструкция
Экраноплан «Лунь» создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Корабль включает в себя корпус, крыло и хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».
Корпус оборудован водонепроницаемыми переборками и делится на десять отсеков. Длина корпуса 73 метра, высота 19 метров. Центроплан крыла расположен посередине корпуса.
Под днищем расположено гидролыжное устройство, которое применяется при посадке. Корпус и три внутренние палубы изготовлены из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.
Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы цельнометаллические и обтекаемые. Закрылки клёпаные и разделены на двенадцать секций.
Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Внутренние и наружные поверхности законцовки облицованы стеклопластиком. Сама она изготовлена из пенопласта. Киль цельнометаллический, многолонжеронный. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.
Снизу корпус покрыт специальной защитой от коррозии.
Противокорабельная ракета (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.Я.Березняка, не имела аналогов в своем классе. Сверхзвуковая ракета «Москит» была способна потопить абсолютно любой боевой корабль НАТО. В 1980-х годах этой ракетой начали оснащать новейшие эсминцы типа «Современный». Экранопланы, благодаря высокой скорости, могли бы наносить удары и свободно уходить от преследования.
Что сейчас?
Семейство тяжёлых экранопланов, разработанных в СССР, продемонстрировало всему миру уникальные возможности данного вида транспорта. Но в современном мире места экранопланам пока не находится.
В России основные наработки по экранопланам были утеряны, как и специалисты по работе с ними.
В остальном мире о них также пока не вспоминают. В США к 2015 году компания Boeing планировала построить экраноплан «Pelican» грузоподъемностью 1200 тонн, который мог бы использоваться как в гражданских, так и в военных целях. Но исследования компании Boeing показали, что проект экраноплана окажется убыточными. Перед самолётами они имеют преимущество в грузоподъёмности, но экономия при перевозках может быть достигнута только при постройке огромных машин. А это связано с большими затратами на производство.
Что касается экраноплана «Лунь», то сейчас он перемещен в Дербент и посажен на мель на диком пляже. Ракетоносец переместили в строящийся военно-патриотический парк «Патриот», где он является центральным экспонатом.
Спасибо за внимание!
You have mentioned very interesting details! ps decent
internet site.Blog monetyze