Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160 «Белый лебедь»
Содержание:
- Описание
- Назначение
- Характеристики
- История создания
- После распада СССР
- Конструкция
- Вооружение
- Сколько на вооружении
- Боевое применение
Описание
ТУ-160 «Белый лебедь» – российский межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности (многорежимный), разработанный в ОКБ Туполева. Главный конструктор — Валентин Иванович Близнюк.
«Белый лебедь» – самый большой и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт. Помимо этого, он является самым тяжёлым боевым самолётом в мире и имеет среди бомбардировщиков наибольшую максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении. На этом самолёте установлено 46 мировых рекордов.
Назначение
Ту-160 предназначен для поражения объектов в глубоком тылу континентальных театров военных действий с малых и больших высот.
Характеристики
- длина – 54,1 м
- максимальный размах крыла: 55,7 м
- минимальный размах крыла – 35,6 м
- высота – 13,1 м
- площадь крыла – 232 м²
- масса пустого – 110 000 кг
- нормальная взлётная масса – 267 600 кг
- максимальная взлётная масса – 275 000 кг
- двигатели – 4 × ТРДДФ НК-32
- тяга максимальная – 4 × 18 000 кгс
- тяга на форсаже – 4 × 25 000 кгс
- масса топлива – 148 000 кг
- максимальная скорость на высоте – 2200 км/ч
- максимальная скорость у земли – 1030 км/ч
- крейсерская скорость – 850 км/ч
- максимальная дальность без дозаправки – 13 950 км
- практическая дальность без дозаправки – 12 300 км
- боевой радиус – 7300 км
- продолжительность полёта – 25 ч
- практический потолок – 21 000 м
- скороподъёмность – 4400 м/мин
- длина разбега – 900 м
- экипаж – 4 человека
История создания
В Советском Союзе, увлёкшимся во времена Н.С. Хрущёва строительством различных ракетных систем, ударная авиация оказалась далеко на заднем плане. Лишь малая часть тяжёлых опытных самолетов была достроена, но, к сожалению, даже не испытана или испытана частично. Как пример, это самолёт Т-4 («сотка»), созданный ОКБ П.О. Сухого и весьма успешно начавший цикл испытаний. Получилось, что к середине 1970-х годов Советский Союз имел мощнейшую ракетно-ядерную систему нападения, а стратегическая авиация была малочисленной и располагала лишь старыми дозвуковыми бомбардировщиками Ту-95 и М-4. Они не могли преодолевать современную систему ПВО противника. Американцы, наоборот, постоянно совершенствовали свою авиационную составляющую ядерной триады.
О стратегической авиации вспомнили через несколько лет, после ухода Хрущёва, когда в США решили разрабатывать новый проект передового пилотируемого стратегического самолёта AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) – будущий В-1. В СССР был объявлен новый конкурс на межконтинентальный многорежимный ударный самолёт. Результатом этой работы и стал бомбардировщик-ракетоносец Ту-160.
К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:
- дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч в пределах 11000 – 13000 км
- дальность полета у земли 13 000 километров
- самолёт должен преодолевать ПВО противника — на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме
- сменное ударное вооружение общей массой (ракеты воздушного базирования, свободно падающие и корректируемые бомбы различных типов и назначения) должны составлять 45 тонн
К работам приступили сразу два конструкторских бюро – ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Туполева ввиду большой загруженности привлечено не было, но в 1969 году также приступило к разработке. В ОКБ Туполева имелся опыт разработки и производства тяжёлых сверхзвуковых самолётов.
Комиссия в 1972 году рассмотрела проекты ОКБ Мясищева (М-18) и ОКБ Сухого («Изделие 200»). Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Проект ОКБ Мясищева больше всех отвечал заявленным требованиям, но, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию сверхзвуковых самолётов (Ту-22М), разработку нового бомбардировщика поручили туполевцам.
Разработка проекта началась в 1975 году. За основу была взята компоновка Ту-144. Получался однорежимный самолёт, ТТХ которого не соответствовали требованиям. В результате решили пересмотреть проект и взяли за основу компоновку многорежимного Ту-22М с крылом изменяемой стреловидности.
Разработку двигателей НК-32 начали в 1977 году в КБ Кузнецова. Тем временем в КБ Туполева рассматривали различные схемы размещения двигателей. Остановились на варианте разнесённых пар, как оптимальном.
Проект был утверждён в конце 1977 года, после чего началась постройка первых трёх машин.
В 1986 году на вооружение была принята крылатая ракета Х-55СМ – это основное ударное оружие бомбардировщика. Два первых серийных «Белых лебедя» поступили в авиаполк, дислоцированный на украинском аэродроме в Прилуках в апреле 1987 года. По приказу министра обороны Ту-160 передавался в строевую часть до завершения Государственных испытаний.
Советская программа предусматривала постройку около сотни машин, но развал Советского Союза привел к её полному свертыванию. К началу 1990-х годов было построено 34 самолёта, из них: 19 машин поступили в Прилуки (сформированы две эскадрильи), 1 машина потеряна в авиакатастрофе в 1987 году, ещё несколько использовались как лаборатории по различным программам совершенствования.
После распада СССР
Распад Советского Союза крайне негативно сказался на судьбе «Белого лебедя». В августе 1991 года все воинские формирования на территории Украины были переведены под свой контроль. Тогда же образовалось и Министерство обороны Украины. На территории Украины осталось 19 самолётов Ту-160. В феврале 1992 года президент России Б.Н. Ельцин подписал распоряжение, которое предусматривало приостановку выпуска Ту-160 при условии, что США прекратят строительство бомбардировщиков В-2. Однако российское предложение не встретило адекватной реакции. С распадом Советского Союза Россия практически осталась без новых стратегических бомбардировщиков. В связи с этим выпуск дорогостоящих самолётов был продолжен, и они начали поступать на вооружение дислоцированного в Энгельсе 121-го Гвардейского Севастопольского тяжелобомбардировочного авиаполка.
Ещё на стадии проектирования самолёта первые серийные Ту-160 планировалось передать в Энгельс. Авиаполк в Прилуках был резервным, но, судьба распорядилась иначе.
С целью полной комплектации полка бомбардировщиков во второй половине 1990-х годов Б.Н. Ельцин принял решение о возобновлении серийного производства Ту-160. 23 декабря 1997 года свой первый полёт совершил предпоследний из двух стоявших в цеху недостроенных самолётов. Он пополнил группировку стратегических бомбардировщиков, базирующихся в Энгельсе.
Судьбу оставшихся а Прилуках Ту-160 неоднократно пытались решить на переговорах различного уровня. Россия практически сразу после распада СССР предложила Украине приобрести бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Украина была заинтересована в продаже, т.к. её положение в экономике не позволяло поддерживать самолёты в надлежащем состоянии, а также само их присутствие не вписывалось в оборонительную доктрину Украины.
Этот вопрос с 1993 года поднимался более 20 раз, однако постоянно всё упиралось в размеры компенсации. Каждый самолёт был оценен Украиной в 75 миллионов долларов. Цену сбить не удавалось. Бомбардировщики в это время приходили в негодность, на обслуживание каждого требовалось более одного миллиона долларов в год. Помимо этого, усиливалось давление госдепа США, который требовал от Украины избавиться от стратегических бомбардировщиков. Это было одним из условий договора СНВ-2, подписанным ещё во времена существования СССР.
Ликвидация украинских Ту-160, так беспокоивших госдеп США, началась в 1998 году.
В начале октября 1999 года в российских средствах массовой информации появилась информация, что с Украиной достигнута договорённость о передаче России восьми бомбардировщиков Ту-160 и трёх Ту-95МС в счёт погашения долга за поставленный газ. Помимо этого, договорённость предусматривала передачу более 575 крылатых ракет и другого оборудования. В конце октября 1999 года для приёмки 11 самолётов в Прилуки прибыла группа специалистов из России во главе с генерал-майором Петром Казазаевым.
В течение трёх дней украинская таможня не разрешала вылет и требовала неких документов на вывоз самолётов с территории Украины. Вот таким образом и началась передача Украиной стратегических бомбардировщиков. В течение трёх месяцев все подлежащие передаче самолёты перелетели в Энгельс. Украина, после передачи самолётов России, планировала оставить всего несколько экземпляров, а остальные – уничтожить. Один Ту-160 пополнил Полтавский музей дальней и стратегической авиации.
Конструкция
Бомбардировщик Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности. Имеет трёхопорное шасси, цельноповоротный стабилизатор и киль. Отсеки для полезной нагрузки расположены друг за другом. Основной материал планера – это титан. Применяются также алюминиевые, стальные сплавы и композиционные материалы.
Фюзеляж
Ту-160 технологически делится на несколько частей, самая крупная – центральная. Носовая часть самолёта начинается с обтекателя бортовой РЛС, за ней расположен носовой отсек оборудования. В отсеке размещены блоки бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Центральная часть включает в себя сам фюзеляж с кабиной экипажа и двумя отсеками вооружения, неподвижную часть крыла, встроенную балку центроплана, гондолы двигателей и хвостовую часть фюзеляжа с килевой надстройкой.
Крыло
Стреловидное крыло имеет поворотные консоли и большой корневой наплыв. Стреловидность консолей меняется от 20° до 65°. Они соединяются с центропланом при помощи поворотного узла. Узлы поворота консолей (шарниры), расположены на расстоянии 25% от размаха крыла (при положении минимальной стреловидности). Поворот осуществляется приводом, расположенным в районе переднего лонжерона. Размах крыла при минимальной стреловидности (20°) – 57,7 м, при промежуточной (35°) – 50,7 м, при максимальной (65°) – 35,6 м.
Шасси
Изготовлено по трёхстоечной схеме с передней опорой. Каждая тележка основной опоры имеет шесть управляемых тормозных колёс. Основные опоры размещаются в специальных нишах фюзеляжа. Ниши в полёте закрываются двумя створками и щитком. Уборка и выпуск шасси производятся с помощью гидросистемы.
Силовая установка
Двигатели установлены под крылом в симметрично расположенных спаренных гондолах. Каждый двигатель автономен по всем системам. На форсаже двигатель НК-32 имеет максимальную тягу. Запуск двигателя производится воздушным способом от стартера, который, в свою очередь, питается от вспомогательной силовой установки.
Топливо размещается в 13 кессон-баках, образованных конструкцией планера. Общая ёмкость топливной системы составляет 171 000 кг горючего. У двигателей имеется автономная система питания топливом для каждого и общая система перекрестного питания. Часть топлива используется для баланса и создания необходимой центровки самолёта. Система дозаправки в полёте имеет тип «шланг-конус». После дозаправки топливоприемник убирается в носовую часть.
Вооружение
Максимальная боевая нагрузка самолета Ту-160 составляет 40 000 кг. Основным вооружением являются управляемые ракеты малой дальности и стратегические крылатые ракеты, которыми наносятся ядерные удары по заранее заданным координатам.
Вооружение располагается в двух грузовых отсеках: переднем и заднем. Отсеки имеют длину 11,28 м и ширину 1,92 м.
В состав штатного вооружения входят 12 стратегических крылатых ракет Х-55СМ, которые в сложенном виде подвешиваются на двух катапультных устройствах барабанного типа. В каждом отсеке имеется барабан с шестью ракетами. Дальность полёта ракеты Х-55СМ составляет до 3000 км.
Второй вариант вооружения предназначен для подавления системы ПВО противника. В этом случае на каждый из двух барабанов подвешивается по 12 ракет Х-15С малой дальности.
В конструкцию Ту-160 изначально было заложено расширение номенклатуры вооружения. Самолёт оснащён высокоточным бомбовым прицелом, который обеспечивает бомбометание при низком уровне освещенности.
Бомбовое вооружение Ту-160 также размещается в отсеках вооружения. Оно может включать корректируемые, свободнопадающие бомбы различных типов и калибра, в том числе ядерные.
Теперь Ту-160 оснащают высокоточными крылатыми ракетами нового поколения Х-555 и Х-101.
Сколько на вооружении
В 2004 году заявляли о планах достройки трёх самолётов из советских заделов. В итоге были достроены два экземпляра.
На начало 2013 года в составе ВКС России находилось 16 самолётов Ту-160 «Белый лебедь». В 2017 году было принято решение о их полной модернизации.
В апреле 2015 года министр обороны России С.К. Шойгу заявлял, что производство Ту-160 нужно возобновить. Ожидалось, что бомбардировщики Ту-160М / Ту-160М2 из заказанных 50 единиц начнут поступать не ранее 2023 года, но производство Ту-160М2 началось раньше. В январе 2022 года Ту-160М2 совершил свой первый полёт.
В ноябре 2017 года прошла выкатка опытного образца модернизированного Ту-160М.
2 февраля 2020 года модернизированный Ту-160М выполнил первый испытательный полёт на аэродроме Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова.
19 сентября 2020 года два «Белых лебедя» установили новый мировой рекорд по дальности и продолжительности беспосадочного полёта. Лётчики ВКС России преодолели более 20 000 км и находились в воздухе более 25 часов.
Итого к 2000 году было выпущено всего 36 ракетоносцев. Чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, самолётам были даны имена, например, «Валерий Чкалов» или «Илья Муромец». После распада Советского Союза на территории Украины остались 19 Ту-160. Десять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один стал музейным экспонатом, оставшиеся восемь самолётов удалось вернуть в Россию.
Боевое применение
В ноябре 2015 году состоялось боевое крещение Ту-160. Самолёт, который был разработан в эпоху холодной войны, увидел противника лишь через три десятилетия. Удары наносились по позициям боевиков в Сирии крылатыми ракетами Х-555 и Х-101. Затем в ходе сирийской кампании бомбардировщик применялся неоднократно.
Сейчас «Белые лебеди» используются в ходе СВО на Украине для запусков крылатых ракет X-22 и X-555 из воздушного пространства России.
Спасибо за внимание!
Very interesting subject, thank you for posting.Raise your business