Палубный истребитель Су-47 «Беркут»
Содержание:
- Описание и характеристики
- История создания
- Почему конструкторы Су-47 «Беркут» выбрали крыло с обратной стреловидностью?
- Конструкция
- Вооружение
- Почему закрыли проект и что сейчас?
Описание
Су-47 «Беркут» — российский экспериментальный палубный истребитель с крылом обратной стреловидности. Главный конструктор – Михаил Асланович Погосян.
Характеристики
• длина – 22,6 м
• размах крыла – 16,7 м
• высота – 6,4 м
• масса пустого – 19 500 кг
• нормальная взлётная масса – 26 500 кг
• максимальная взлётная масса – 38 500 кг
• максимальная скорость на высоте – 2 500 км/ч
• максимальная скорость у земли – 1 550 км/ч
• дальность полёта – 4 000 км
• продолжительность полёта – 6,5 ч
• практический потолок – 20 000 м
• длина разбега – 90 м
• максимальная боевая нагрузка – 8 000 кг
• экипаж – 1 человек
История создания
В конце 1970-х годов все высшее руководство ВВС СССР размышляло о стратегии самолётостроения на все последующие годы. В 1981 году была запущена программа по разработке «нового истребителя для 90-х годов». Главным конструкторским бюро назначили конструкторское бюро Микояна. Однако, у руководства конструкторского бюро Сухого получилось убедить начальство проекта, что у Су-27, уже имевшегося в войсках, есть большой задел для модернизации, и поэтому следует развивать уже существующий самолёт.
Но генеральный директор конструкторского бюро М.П. Симонов всё же решил отказаться от планов модернизации и предложил создать новую машину. Конструкторы хотели испытать ряд интересных идей и снизить риски, т.е. списать неудачи на новизну проекта в случае провала. Но и на том этапе уже было ясно, что эти новые разработки будут ценны.
Су-47 «Беркут». Источник фото:
Почему конструкторы Су-47 «Беркут» выбрали крыло с обратной стреловидностью?
По сравнению с традиционными конструкциями, такое крыло имело следующие преимущества:
• улучшенная аэродинамика, даже на небольших скоростях
• превосходящая подъёмная сила
• улучшенная управляемость при взлете и посадке
• значительно меньшая вероятность ухода в «глухой» штопор
• улучшенная центровка (силовые элементы крыла смещены в корму)
Все перечисленное выше теоретически позволяло создать действительно совершенный истребитель. Но не всё так просто, доказательство тому это то, что все ВВС мира летают на самолётах классической компоновки. При создании Су-47, конструкторам пришлось решать сложнейшие задачи:
• упругая дивергенция крыла (на определённых скоростях крыло «скручивается»)
• возросшая масса самолёта (в те годы доступные материалы не позволяли сделать крепкое и лёгкое крыло)
• увеличение коэффициента лобового сопротивления (такая конфигурация крыла значительно увеличивает площадь сопротивления)
• смещение аэродинамического фокуса (это практически исключает ручное пилотирование во многих ситуациях, обязательно нужна «умная» электроника для стабилизации)
Конструкторам пришлось немало попотеть над решением этих проблем, чтобы Су-47 «Беркут» мог нормально летать.
Технические решения были определены в короткие сроки. Жёсткость крыла повысили максимальным использованием углепластика. Там, где это было возможно, от любого металла отказывались. Далее появилась следующая проблема – все авиационные двигатели, производимые в СССР не могли выдать требуемой тяги. Проект временно притормозили.
Приближался развал Советского Союза, нарастали экономические проблемы в стране и у создателей Су-47 «Беркут» также настали сложные времена. Проект уже хотели свернуть, но вмешалось руководство ВМФ. Из самолёта предложили создать перспективный палубный истребитель. В самом начале 1990-х годов исследователи вновь вернулись к теме крыла с обратной стреловидностью. Тогда и появился проект Су-47 «Беркут».
Первый полёт «Беркут» совершил 25 сентября 1997 года. А впервые представлен широкой публике на авиасалоне МАКС в 1999 году. Своё же нынешнее название «Беркут» он получил в 2001 году, наверное, за способность очень быстро менять направление движения.
Конструкция
Самолёт выполнен по схеме интегральный продольный триплан. «Беркут» имеет высокорасположенное крыло обратной стреловидности и переднее горизонтальное оперение. Управление истребителем осуществляет один пилот.
Крыло «Беркута» плавно соединено с фюзеляжем, образуя с ним единое целое. Переднее горизонтальное и хвостовое горизонтальное оперение истребителя цельноповоротные, сравнительно небольшой площади. Вертикальное оперение – двухкилевое. Кили истребителя имеют развал в сторону от центральной оси самолёта, это обеспечивает «Беркуту» меньшую радиолокационную заметность.
При создании машины были широко использованы композитные материалы. По массе конструкция планера на 13% состоит из композитных материалов. Использование таких материалов позволило сделать следующее:
• уменьшить массу истребителя
• повысить его эксплуатационный ресурс
• снизить трудоёмкость его изготовления
• снизить радиолокационную заметность
Фюзеляж машины типа полумонокок, его сечение близко к овальному. Изготовлен он в основном из сплавов титана и алюминия. В хвостовой части самолёта расположены два обтекателя. Их можно использовать для размещения радиоэлектронного оборудования.
Во время создания Су-47 в конструкторском бюро Сухого разработали успешно применили на практике новую технологию изготовления элементов конструкции и их соединения. Детали обшивки изготавливали в плоском виде, а после этого из них формировали заготовки необходимой формы и кривизны. Это позволило уменьшить количество крепежа и улучшить аэродинамические качества самолёта. При создании Су-47 «Беркут» были впервые использованы интеллектуальные композитные материалы, которые способны адаптироваться к уменьшению или увеличению нагрузок.
Цельноповоротное переднее горизонтальное оперение крепится к корневому наплыву крыла, оно имеет трапециевидную форму в плане, стреловидность по передней кромке составляет +50°.
Фонарь «Беркута» не имеет переплёта. Такая конструкция улучшает обзор для лётчика, а также уменьшает заметность самолёта.
Су-47 имеет трёхопорное шасси. Передняя двухколёсная стойка убирается в специальную нишу фюзеляжа. Основные одноколёсные стойки убираются в ниши по бокам каналов воздухозаборников.
Двигатели (2 шт ТРДДФ Д-30Ф11 с тягой по 15600 кгс) расположены в хвостовой части машины. Истребитель имеет два воздухозаборника, расположенных под корневыми наплывами крыла. Форма их сечения близка к сектору круга.
Су-47 «Беркут» оснащён цифровой многоканальной ЭДСУ и интегральной автоматизированной системой управления. В состав навигационного комплекса истребителя входит ИНС на лазерных гироскопах, система спутниковой навигацией с «цифровой картой».
Вооружение
Су-47 «Беркут» — это экспериментальный самолёт, который создавался для отработки новой схемы компоновки, поэтому изначально на нём не планировалась установка какого-либо вооружение. Однако позже истребитель был модернизирован и на нём был создан один бомбовый отсек.
Также наружные узлы подвески позволяют разместить ракетно-бомбовое вооружение. Правда, в этом случае увеличится радиолокационная заметность машины. Максимальная боевая нагрузка самолета – 8 тонн.
Вероятно, что основным стрелково-пушечным вооружением Су-47 является 30-мм пушка ГШ-30-1, а главным ракетным – управляемые ракеты средней дальности с активной радиолокационной системой наведения. Ракеты можно разместить внутри фюзеляжа самолёта. Они имеют складные решетчатые рули направления. Истребитель легко вооружить и ракетами малой дальности с тепловой головкой наведения.
Почему закрыли проект и что сейчас?
Активные испытания Су-47 «Беркут» продолжались до середины 2000-х годов. Проект был закрыт, т.к. изначально планировалось сделать его экспериментальным. Все материалы, которые были накоплены в ходе работ над созданием такой машины, действительно бесценны. Су-47 «Беркут» – это не истребитель пятого поколения, а лишь его прототип, но чрезвычайно важный. Так, уже известно, что центральный бомбовый отсек его практически аналогичен таковому на новейшем Су-57. Понятно, что появился он далеко не случайно. Помимо этого, известно, что при создании нового авиалайнера МС-21 также использовались технологии Су-47.
Предполагается, что Су-47 «Беркут» создан в единственном экземпляре и используется как летающая лаборатория.
Проект до сих пор остаётся засекреченным. Сколько технических идей с этого самолёта будет использовано в дальнейшем – покажет время.
Спасибо за внимание!
Very interesting info!Perfect just what I was looking for!Raise blog range