Малый десантный корабль на воздушной подушке 12322 «Зубр»
Описание
Проект 12322 «Зубр» — советский высокоскоростной малый десантный корабль на воздушной подушке. Хотя и называется «малый», на самом деле это самый большой корабль на воздушной подушке в мире.
Назначение
Предназначен для перевозки десанта морем, высадки на необорудованный берег, а также огневой поддержки. Помимо этого корабль может использоваться для постановки активных минных заграждений.
Основные характеристики
- водоизмещение – 555 т
- длина – 57,3 м
- ширина – 25,6 м
- высота – 21,9 м
- двигатели – 5 ГГТА
- мощность – 5 × 10 000 л. с.
- скорость хода – 60 узлов (111,12 км/ч)
- дальность плавания – 300 морских миль (~560 км)
- автономность плавания – 5 суток
- экипаж – 27 человек
- мореходность – 4 балла
- десантовместимость – 3 средних танка или 10 БТР и 140 чел. десанта или 8 БМП и 140 чел. десанта или 500 чел. десанта
История создания
Первые действующие суда на воздушной подушке были построены в СССР в 1932–34 годах по проекту конструктора В. И. Левкова. Преимущества были очевидны – амфибийность и высокая скорость. Благодаря движению по воде и суше такие суда получили развитие как десантные средства. Они могли самостоятельно выбираться на необорудованный берег и десантировать личный состав и технику.
В Советском Союзе к 70-м годам прошлого века уже был накоплен опыт постройки и эксплуатации боевых судов на воздушной подушке – в частности, уже давно использовались десантные корабли типа «Скат» и «Кальмар». А также десантный корабль «Джейран» проекта 12321 (самый большой в мире на тот момент корабль на воздушной подушке), который мог нести до 200 человек личного состава или 2 боевых танка и развивать скорость в 50 узлов.
МДКВП «Джейран». Источник фото: https://warspot.ru
Идея казалась удачной и многообещающей, поэтому флот заказал ещё более мощный корабль такого же плана. Заказ принял коллектив НПО «Алмаз», и в 1978 году начались работы над проектом 12322, получившим название «Зубр». Классификация судна – малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП). По сравнению с «Джейраном», «Зубр» должен был стать более грузоподъёмным и более скоростным.
Строительство новых судов началось в 1983. Первый образец собран в 1986 году, в том же году начались испытания. Два года спустя, в 1988 году, он был принят на вооружение в 1988 году. Последующие модели собирались с некоторыми доработками, учитывающими итоги испытаний.
До момента распада СССР в составе флота находилось восемь «Зубров». После распада России отошло пять судов, Украине – три. Одно судно Украина достроила самостоятельно. Производство в России было приостановлено. В начале 90-х прошлого века Россия продала в Грецию четыре своих «Зубра». Столько же Украина собрала для Китая.
Конструкция
В качестве основной несущей части корпуса «Зубра» применен прямоугольный поддон. Он обеспечивает непотопляемость и прочность корабля. Надстройка на понтоне поделена двумя продольными переборками на три части.
Средняя часть – это самый большой отсек, он предназначен для десантируемой техники. В бортовых отсеках расположены энергетические установки, каюты личного состава, каюты экипажа и другие системы судна. Помимо носовой аппарели, высадка техники и десанта может осуществляться при помощи кормовой аппарели.
У «Зубра» бронированы отсеки реактивных систем залпового огня и главный командный пункт Толщина панелей до 4 мм. «Зубр» также имеет защиту от мин с неконтактными взрывателями. Это обеспечивается горизонтальной обмоткой компенсации магнитного поля.
Противопожарная защита корабля обеспечивается за счет применения самовспенивающегося огнезащитного покрытия. Помимо этого установлена система воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения, а также может быть использована и система водяного пожаротушения.
Максимальный экипаж судна составляет 32 человек, (6 офицеров, 5 мичманов, 20 старшин и матросов), но обычно он меньше – 27 человек. Каюты и кубрики:
- 1 х каюта командира корабля
- 3 х каюты офицеров (2-х местные)
- 1 х каюта мичманов (5-и местная)
- 2 х кубрика старшин и матросов (10-и местные)
Корабль получил уникальную силовую установку типа М35 разработки предприятия «Зоря–Машпроект», включавшую пять отдельных газотурбинных двигателей ДП71 суммарной мощностью 50 тыс. л.с. Мощность двигателей распределяется между несколькими агрегатами разного назначения. По бортам расположены нагнетатели воздуха НО-10 (по два с каждого борта) для воздушной подушки. В корме расположены три кольцевых канала с маршевыми винтами.
«Зубр» способен перевозить грузы суммарной массой 150 т. Внутри корпуса помещается либо 3 основных танка, либо 10 БТР с экипажами и десантом, либо 8 БМП. Вместо техники возможно размещение 366-и бойцов с оружием. На борту предусматриваются кубрики для десанта на 140 человек.
МДКВП проекта 12322 может поддержать десант огнем. На основной палубе имеются две пусковые установки комплекса А-22 «Огонь» с 66-ю снарядами калибра 140 мм на каждой. Также имеется 2 шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Для защиты от нападения с воздуха используются ПЗРК любого доступного типа.
«Зубр» обладает поистине великолепной, даже для кораблей такого класса, проходимостью. При полной загрузке он может выходить на необорудованный берег с уклоном до 5°, и преодолевать препятствие типа «вертикальная стенка» высотой до 1,6 м. Мореходность корабля составляет 4 балла.
Минусы
- Строительство и эксплуатация «Зубров» очень дорогие. Турбины для «Зубров» изготавливались на николаевском заводе «Заря», в настоящее время Украина прекратила военно-техническое сотрудничество с РФ.
- Корабли на воздушной подушке «Зубр» имеют низкий уровень защищенности, что вызывает обоснованные опасения относительно их живучести. Не следует забывать, что этот слабобронированный корабль забит легковоспламеняющимся топливом. Не отличаются СВП и экономичностью. Расход топлива составляет около 9 тонн в час.
- Запас хода всего 300 морских миль, что составляет около 560 километров.
- Шумность. Работу винтов корабля слышно за несколько морских миль.
- Боевая эффективность находится под вопросом, т.к. они ещё не участвовали в боевых действиях.
Сколько на вооружении
- Греция — 4 единицы
- Китай — 4 единицы
- Россия — 2 единицы
Что сейчас?
На текущий момент в составе ВМФ России лишь два судна на воздушной подушке проекта 12322 — «Мордовия» и «Евгений Кочешков».
В 2017 объявлено о возрождении серии, начало строительства новых кораблей было ориентировано на 2021 гг. Пока никаких подвижек в этом направлении не ощущается. Проект явно требует доработки с учётом времени и геополитической обстановки.