Ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник»
Описание
Ми-28Н «Ночной охотник» – современный российский ударный вертолёт, предназначенный для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, малоскоростных воздушных целей и пехоты противника. Вертолёт способен действовать в любое время суток и в сложных метеоусловиях.
«Ночной охотник» способен совершать фигуры высшего пилотажа: бочку, полёт боком, полёт назад, вбок со скоростью до 100 км/ч, петлю Нестерова, переворот Иммельмана.
Назначение
К задачам подразделений боевых вертолётов Ми-28Н «Ночной охотник» относятся:
• огневая поддержка передовых частей сухопутных войск
• действия в составе противотанкового резерва
• сопровождение и поддержка подразделений десантно-штурмовых соединений
• борьба с тактическими воздушными десантами противника
• борьба с малоскоростными низколетящими воздушными целями
Основными объектами действий вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» являются:
• танки, САУ и средства войсковой ПВО
• боевые машины пехоты, бронетранспортеры и автомашины
• отдельные орудия (пусковые установки), батареи полевой и атомной артиллерии
• лёгкая боевая техника (отдельные огневые точки)
• не укрытые пехотные подразделения
• вертолёты и низколетящие малоскоростные самолёты в воздухе
Помимо этого Ми-28Н способен поражать малые суда и ставить минные заграждения.
Возможности
• круглосуточное действие в простых и ограниченно-сложных метеоусловиях
• использование управляемых и не управляемых средств поражения
• полёт с огибанием рельефа местности в ручном и автоматическом режиме
• автономное одиночное базирование
• надежная бронезащита, повышенная боевая живучесть
Характеристики
• длина – 17,05 м
• высота – 3,82 м
• ширина с консолями крыла – 5,88 м
• диаметр несущего винта – 17,2 м
• диаметр рулевого винта – 3,85 м
• масса пустого – 8095 кг
• нормальная взлетная масса – 10900 кг
• масса боевой нагрузки – 2300 кг
• максимальная скорость полёта – 300 км/ч
• крейсерская скорость полёта – 265 км/ч
• дальность полёта – 450 км
• статический потолок – 3600 м
• динамический потолок – 5600 м
• взлётная мощность – 2х2200 л.с.
• экипаж – 2 человека
• стоимость единицы – 18 млн долларов
Немного истории
История Ми-28 началась в 1968 году с постановления правительства Советского Союза о создании боевого вертолёта Ми-24. Задачей было создание на базе будущего универсального вертолёта специальной штурмовой модификации, без возможности перевозки солдат.
В 1970 году в ОКБ Миля приступили к проработке проекта. Таким образом, «изделие 280» – проект будущего Ми-28, должен был участвовать в конкурсе против камовской «восьмидесятки» – будущей «Чёрной акулы» Ка-50.
В ноябре 1982 года первый опытный вертолёт Ми-28 впервые поднялся в воздух. Вплоть до конца 1984 года велась доводка опытной машины. Вертолёт заочно рекомендовали к серийному производству, но по итогам конкурса была выбрана Ка-50 «Чёрная акула». Тогда посчитали, что при современном уровне развития технологий, нет потребности во втором члене экипажа.
Но, несмотря на это, испытания Ми-28 продолжались. В 1986 году были проведены совместные испытания Ми-28 и Ка-50. Ми-28 доказал своё превосходство. До 1989 года камовцы пытались изготовить необходимую аппаратуру для полноценной работы «Чёрной акулы». Но, т.к. решение о серийном производстве Ка-50 уже было принято, то в серию в итоге пошли обе машины.
С развалом Советского Союза наступили тяжёлые времена, но, несмотря на это, милевцы совершенствовали свою машину. Вертолёт получил новое имя – Ми-28Н «Ночной охотник». Была установлена новая РЛС и вертолёт стал способным летать не только в любое время суток, но и всепогодным.
Только в 2005 году вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник» поступил на государственные испытания, которые завершились в 2008 году. На сегодняшний день вертолёт строится серийно на заводе «РосВертол» в Ростове-на-Дону. Изготовлено уже более сотни единиц.
Конструкция
Ми-28Н имеет классическую компоновку с одним несущим винтом и неубирающимся шасси. Фюзеляж выполнен из лёгких алюминиевых сплавов и композитов, соединенных сваркой, клёпкой и склеиванием. Фюзеляж вертолёта конструктивно состоит из передней и центральной частей, а также балки киля и хвоста. Соединения разъёмные, чем обеспечивается ускоренный ремонт техники.
Экипаж «Ночного охотника» расположен в носовой части в двух разделённых кабинах. Спереди установлено место штурмана, позади – пилота. Кресла экипажа оснащены амортизацией и преднатяжителями ремней безопасности. Между кабинами имеется алюминиевая защитная переборка. Металлические части кабин прикрыты титановыми и керамическими пластинами. Остекление выполнено из силикатного многослойного бронестекла, которое выдерживает удары бронебойных пуль из крупнокалиберного пулемёта и снарядов калибром до 23 мм.
Под кабиной пилота в носовой части установлен прицельный модуль и 30 мм пушка 2А42, точно такая же пушка устанавливается на Ка-52 «Аллигатор». Модуль оснащён лазерным измерителем расстояний и целеуказателем, данные выводятся на экраны в кабине пилота.
Хвостовая балка «Ночного охотника» служит для установки радиооборудования, а также предназначена для перевозки различного оснащения. Допускается перевозка трёх человек. Контакт балки и лопастей несущего винта невозможен. Килевая балка вертолёта оснащена хвостовым винтом и стабилизатором с управляемой плоскостью. Приводы управления тросовые, проложены внутри балок.
По бокам фюзеляжа установлено крыло, размах которого составляет 4,88 м. Оно имеет четыре пилона для боевой нагрузки или топливных баков. В конструкции крыла частично использованы композитные материалы.
Силовая установка Ми-28Н состоит из двух двигателей ВК-2500 российского производства с автоматической регулировкой мощности. В моторном отсеке установлен дополнительный двигатель, приводящий компрессор. Сжатый воздух необходим для пуска основных двигателей.
Топливные баки расположены в центральной части корпуса. По мере выработки топлива они заполняются пенополиуретаном.
На вертолёте применен 5-лопастный несущий винт и 4-лопастный рулевой. Лопасти изготовлены из композитных материалов и выдерживают попадание снаряда калибром 23 мм.
Выше несущего винта установлена РЛС, которая обеспечивает обнаружение целей на расстоянии до 20 км. Также станция помогает выполнять полёт с огибанием рельефа местности. На такое способен только Ми-28Н.
Модификации
Создание вертолёта было настолько долгим, что первые варианты устарели и не пошли в серию.
Список модификаций Ми-28:
• Ми-28 – кодовое заводское наименование «изделие 280»
• Ми-28А – изделие 286, выпущено 2 опытных образца
• Ми-28Н – «Ночной охотник», серийный вариант, на 2017 год в ВВС поступило 96 винтокрылых машин
• Ми-28НМ – модернизированный «Ночной охотник» или, как называют «Ночной суперохотник», имеет усовершенствованные системы управления, а также блок управления беспилотниками (это самая последняя и совершенная модификация)
• Ми-28НЭ – «Ночной охотник» в экспортной версии
• Ми-28УБ – учебный боевой, предназначен для тренировок пилотов, имеет полный боевой функционал
Вооружение
Вооружение вертолёта вместе с электронными системами превращают Ми-28Н в полноценный ударный комплекс. Не даром данную машину называют «летающим танком». «Ночной охотник» способен воевать и днём и ночью, несмотря на погодные условия. При этом электроника позволяет автоматически распределять цели, координировать действия с землёй или другими машинами, находящимися в воздухе.
Ми-28Н имеет четыре точки подвески. В состав вооружения вертолёта входят:
• комплекс управляемого ракетного вооружения «Атака-В» класса «воздух-поверхность»
• комплекс управляемого ракетного вооружения «Стрелец» класса «воздух-воздух»
• несъёмная подвижная пушечная установка с пушкой калибра 30 мм
• блоки неуправляемых авиационных ракет типа С-8 калибра 80 мм
• блоки неуправляемых авиационных ракет типа С-13 калибра 130 мм
Помимо этого, «Ночной охотник» имеет возможности для перевозки контейнеров и грузов или для постановки минных преград. Также имеется возможность для установки контейнеров с 30 мм пушкой НППУ-28, которая управляется лётчиком дистанционно.
Боевые применения
С октября 2015 года боевая группировка «Ночных охотников» ВКС РФ на постоянной основе развёрнута в Сирии. За прошедшее время Ми-28Н неоднократно применялись в борьбе против боевиков Исламского Государства (ИГ – запрещено в России).
В июне 2016 года Ми-28Н участвовал в кампаниях по освобождению городов Эль-Фаллуджи, Рамади и других операциях на территории Ирака.
В январе 2017 года «Ночные охотники» были задействованы в битве за Мосул.
С февраля 2022 года Ми-28Н (Ми-28НМ) активно используются в Специальной военной операции на Украине.
Что сейчас?
Вертолёт Ми-28 имеет очень сложную судьбу, он начал разрабатываться в 1970 году, а начал поступать в войска только спустя почти 40 лет. Уже тогда был заложен огромный потенциал для модернизации вертолёта, что подтверждается спустя время.
Ми-28Н и его системы вооружения прошли серьёзные боевые испытания в спецоперации в Сирии и проходят ещё более серьёзные испытания в спецоперации на Украине, по итогам первой и в ходе второй конструкторы продолжают совершенствование винтокрылой машины.
Вертолёты Ми-28Н «Ночной охотник» показывают высокие лётно-технические характеристики, позволяющие выполнять фигуры высшего пилотажа. Легендарная вертолётная пилотажная группа «Беркуты» с 2012 года включила в свой состав вертолёты Ми-28Н «Ночной охотник».
Спасибо за внимание!
I like this web blog very much, Its a real nice position to
read and incur information.Leadership
Very interesting info!Perfect just what I was searching for!Blog monry